Главная » Статьи » Мои статьи

Конкурс. Раздел рабочей программы для детей с РАС

Коррекционно-развивающая

работа с детьми, имеющими расстройства социальной коммуникации

 

             Группу для  детей со сложной структурой дефекта посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детским церебральным параличом, моторной алалией,  со значительной задержкой психо - речевого развития, резедуально - органическим поражением центральной нервной системы, синдромом двигательной гиперактивности, умственной отсталостью. Количество детей с нарушениями аутистического спектра в развитии составляет 40% от общего количества дошкольников группы.

У детей с расстройствами аутистического спектра наиболее проблемными выделены области в развитии социального функционирования (дефекты в невербальной коммуникации, отсутствие социальной интеракции со сверстниками), отсутствие инициативы, затруднения выражении чувств и социальной взаимности, отсутствие вербальной речи, ограниченные области интересов и повторяющиеся стереотипные действия. 

Дети в основном не реагируют на обращение к ним по имени. Развитие самосознания искажено.  Преобладающий вид мышления - наглядно – действенное. Все познавательные  процессы характеризуются непроизвольностью.

В основе коррекции определен поведенческий (бихевиоральный) подход. 

Целью поведенческой коррекции является формирование социально приемлемого поведения.

Использование поведенческой терапии в качестве основного коррекционного подхода позволяет сформировать у детей навыки, полезные для социальной адаптации. Эффективность поведенческой терапии объясняется ее четким построением. В результате работы, планируется  сформировать  адаптивные навыки поведения детей.

            Поэтому так важно для успешной коррекционно-развивающей работы создать предпосылки комфортного взаимодействия между взрослым и ребёнком, обучение «учебному поведению», развитию речи. 

«Учебное поведение» — это когда ребенок адекватно реагирует на предъявляемые ему требования, использует предлагаемые игрушки и пособия социально приемлемым образом.

Коррекционная – развивающая работа запланирована во взаимосвязи работы педагогов, родителей.

Педагог-психолог осуществляет коррекцию поведения, коммуникативное развитие.

Учитель-дефектолог - формирование  предпосылок развития интеллектуальной деятельности.

Воспитатель - формирование   способности самообслуживания, бытовые алгоритмы поведения.

Для родителей организуется просмотр занятий и обучение способам развития ребенка, а также работа по заданиям для закрепления социально приемлемых способов действий, реакций, полученных детьми на занятии. 

            Коррекционно-развивающие занятия реализуются в совместной деятельности педагога и ребёнка.

            Занятия проводятся на основе диагностики (сентябрь, январь-февраль, апрель):

 

            Первый этап – ориентировочный.

Основные задачи:

1. Определить актуальные проблемы ребенка.

2. Выработать гипотезы о причинах их возникновения.

3. Определить средства дальнейшей диагностики.

4. Определить  подходы к обеспечению адаптации и первичной коррекции.

 

Основные методы:

1. Биографический – реализуется в ходе изучения документации (психолого-педагогической – если ребенок ранее посещал какие-либо образовательные учреждения или психолого-педагогические консультативные центры; медицинской – представленной родителями или полученной по запросу из учреждений системы здравоохранения) и в ходе бесед с родителями (законными представителями) и близкими родственниками ребенка.

2. Наблюдение (в разных ситуациях деятельности ребенка в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, на занятиях, в игре, на прогулке и т.д.),

3. Беседа с ребенком и с родителями.

Результат: систематизация первичных сведений о соматическом, нервно-психическом и психологическом статусе ребенка, условиях семейного воспитания, степени (и потенциальных возможностях) адаптации в детском коллективе, особенностях эмоционально-волевых проявлений, уровне работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками.

 

Второй этап – углубленной диагностики и определения зоны ближайшего развития ребенка.

Основные задачи:

1. Определить уровень развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи).

2. Определить особенности эмоционально-волевой сферы и мотивационной готовности.

3. Определить особенности личностного развития.

4. Определить объем и характер способностей соотносительно с возрастом и особенностями ребенка.

5. Определить характер жилищно-бытовых условий, семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания.

 

Основные методы:

1. Констатирующий педагогический эксперимент.

2. Экспериментально-психологический метод, реализуемый посредством использования стандартизированных психологических методик, анкет для родителей.

 

Третий этап – динамической диагностики.

 

Основные задачи:

 1. Уточнить/корректировать индивидуальный образовательный маршрут.

 2. Уточнить/корректировать коррекционно-развивающую программу.

Основные методы:

1. Формирующий педагогический эксперимент.

2. Указанные выше с учетом необходимости.

Основные методы:

1. Формирующий педагогический эксперимент.

2. Указанные выше с учетом необходимости.

 

Форма проведения занятий - индивидуальная.

       Количество занятий вирируется в зависимости от процесса успешности решения поставленных задач, состояния здоровья ребёнка. Общее количество запланированной индивидуальной работы составляет 60-90 занятий. Занятия проводятся с октября по май. С июня по сентябрь проводится работа по закреплению полученных навыков, при успешном выполнении социально адаптивных действий вводятся новые задачи.  Период решения каждой задачи  составляет от 1 недели до 5 месяцев.

            Длительность занятий 20-30 минут.

            Цель занятий: создание условий для формирования социально - адаптивного поведения, формирования  «учебного поведения».

Основные задачи:

a.      Создавать условия для формирования навыков контакта.

b.      Развивать умение выполнять единичные инструкции педагога.

c.      Организовать целенаправленные действия предметами.

d.      Развивать имитационные игровые действия

e.      Развивать самосознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у  детей: Учебное пособие. М.: УМК «Психология», 2003
  3. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений педагогических, психологических и медицинских учебных заведений./ Сост. Л.М Шипицына. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», - 2001
  4. Игры с прикосновением. / Авторы-составители: Козырева М. В.,    Цой Н. - Томск. Хобби-центр, Центр раннего развития, 2005 г.
  5. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. -М.: Теревинф, 2003.
  6. Никольская О.С, Баенская Е.Р., ЛиблингМ.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровожде­ние.- М.: Теревинф, 2005
  7. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц/

неделя

Образовательная

ситуация

Цель, задачи непосредственной образовательной

деятельности

Октябрь

1

Фрукты

1. Выбор  стимула для поощрения ребенка.

 2.Создавать условия для положительного прохождения   расстояния от групповой комнаты до кабинета специалиста.

3.Установливать положительный эмоциональный контакт.

 4.Предложить выбор предпочитаемых предметов, игр для ребенка.

2

Овощи-фрукты

1.Создавать условия для положительного прохождения  расстояния от групповой комнаты до кабинета специалиста.

2. Обозначить «рабочую зону»

3. Настраивать на продуктивное взаимодействие, снижать эмоциональное напряжение.

4.  Создавать   игру «рядом» (складывание овощей, фруктов в корзинки).

3

Осень

1. Создавать условия для положительного прохождения  расстояния от групповой комнаты до кабинета специалиста.

2. Формировать умение находиться в «рабочей зоне», сидеть за столом.

3. Уменьшать дистанцию в игре «рядом» (рассматривание осенних листьев, манипуляции с листьями из разных материалов)

4

Игры и игрушки

 

 

1.Формировать умение находиться в «рабочей зоне», сидеть за столом.

2. Формировать умение выполнять инструкции «Постучи по столу», «Потряси погремушку»

3. Развивать игру с мячом, машинкой (игры «Прокати мячик, машинку», показ действия- кубик в машине - машина поехала )

5

Домашние животные и их детеныши

 

 

1.Развивать умение находиться в «рабочей зоне», сидеть за столом.

2. Формировать умение выполнять инструкцию  «Подними руку вверх»

3. Развивать умение выполнять инструкцию «Постучи по столу»,

3. Развивать игру с мячом, машинкой (игры «Прокати собачку, лошадь…и т.д.)

Ноябрь

1

Дикие животные и их детеныши

1. Формировать умение расположения за столом в течение выполнения заданий.

2. Формировать умение выполнять инструкции «Подними руку вверх»

3. Развивать умение выполнять инструкцию «Постучи по столу»

4. Формировать умение выполнять инструкцию «Покажи», применяя указательный жест (упражнения «Покажи диких животных»)

 

2

Домашние и дикие животные

1.Развивать  умение расположения за столом в течение выполнения заданий.

2. Развивать умение выполнять инструкции «Подними руку вверх»

3. Формировать умение выполнять инструкцию «Похлопай в ладоши»

4. Формировать умение выполнять инструкцию «Покажи», применяя указательный жест (упражнения «Покажи диких, домашних  животных»)

5. Развивать имитацию игровых действий «Покорми козочку…, мишку»

3

Домашние птицы

1. Развивать  умение расположения за столом в течение выполнения заданий.

2. Развивать умение выполнять инструкции «Похлопай в ладоши»

3. Формировать умение выполнять инструкцию «Покажи», применяя указательный жест (упражнения «Покажи утку, гуся..и т.д.»).

4. Имитация действий с предметами «Положи …курочку в мешочек».

5. Развивать активную речь: «Скажи…петух…и т.д. »

4

Продукты питания

1.Развивать  умение расположения за столом в течение выполнения заданий.

2. Формировать умение выполнять инструкцию «Покажи», применяя указательный жест (упражнения «Покажи, где хлеб…молоко…и т.д.»).

3. Формировать умение выполнять инструкцию «Дай…» (упражнения «Дай сыр…..булочку ..и т.д.» )

4. Имитация действий с предметами «Положи …булочку, яйцо…. в корзинку».

5. Развивать активную речь: «Скажи…конфета…и т.д. »

Декабрь

1

Одежда

1. Развивать  умение находиться в рабочей зоне в течение регламентированного времени.

2. Развивать умение выполнять инструкцию «Покажи», применяя указательный жест (упражнения «Покажи, где платье…штаны…и т.д.»).

3. Формировать умение выполнять инструкцию «Дай…» (упражнения «Дай колготки…..кофту ..и т.д.» )

4. Имитация действий с предметами «Одеваем куклу»

5. Развивать активную речь: «Скажи…носки, юбка…и т.д. ».

2

Обувь

1. Развивать  умение находиться в рабочей зоне в течение регламентированного времени.

2. Формировать умение выполнять инструкцию «Дай…» (упражнения «Дай сапоги…..сандали ..и т.д.» )

3. Развивать умение выполнять инструкцию «Покажи», применяя указательный жест (упражнения «Покажи, где туфли…сапоги…и т.д.»).

4. Развивать активную речь: «Скажи…носки, юбка…и т.д. »/ «Что это…?».

3

Зима

1. Развивать  умение находиться в рабочей зоне в течение регламентированного времени.

2. Формировать умение выполнять инструкцию «Дай…» (упражнения «Дай сапоги…..сандали ..и т.д.» )

3.Развивать умение выполнять инструкцию «Покажи», применяя указательный жест (упражнения «Покажи, где снег…шуба, санки …и т.д.»).

4. Развивать имитацию игровых действий «Покатим зайчика на санках»

5. Развивать активную речь: «Скажи…снег…горка  санки..и т.д. »/ «Что это…?».

4

Новый год

1. Развивать  умение находиться в рабочей зоне в течение регламентированного времени.

2. Формировать умение выполнять инструкцию «Дай…» (упражнение «Дай шарик»). 

3. Развивать умение выполнять инструкцию «Покажи», применяя указательный жест (упражнения «Покажи, где снег…шарик, ёлка …и т.д.»).

4. Развивать активную речь: «Скажи…елка…горка  шарик..и т.д. »/ «Что это…?».

5. Развивать имитацию игровых действий «Покатим мишку на санках».

Январь

3

Зимние забавы

1. Развивать  умение находиться в рабочей зоне в течение регламентированного времени.

2. Формировать умение показывать части тела «Покажи …» (ноги, руки, шея, живот, голова).

3. Развивать активную речь: «Скажи…елка…горка  шарик..и т.д. »/ «Что это…?».

4. Развивать имитацию игровых действий «Покатим куклу на санках»

4

Труд повара

1. Формировать умение показывать части тела «Покажи …» (нос, ухо, рот, глаза).

2. Формировать умение получать желаемый предмет по карточке.

3.Развивать активную речь: «Скажи…елка…горка  шарик..и т.д. »/ «Что это…?».

4. Развивать имитацию игровых действий «Покормим куклу»

 

5

Труд воителя

1. Развивать умение показывать части тела «Покажи …»

2. Формировать умение получать желаемый предмет по карточке.

3.Развивать активную речь: «Скажи…машина, колеса ...и т.д. »/ «Что это…?».

4. Развивать имитацию игровых действий «Катим машину»

Февраль

1

Зимующие птицы

1.Формировать умение назвать части тела «Скажи  .…» /Что это?

2. Формировать умение получать желаемый предмет при выборе из двух карточек.

3.Развивать активную речь: «Скажи…синица, снегирь ...и т.д. »/ «Что это…?».

4. Развивать имитацию игровых действий «Кормим птиц»

2

Наземный транспорт

1. Формировать умение назвать части тела «Скажи  .…» /Что это?

2. Формировать умение получать желаемый предмет при выборе из двух карточек.

3.Развивать активную речь: «Скажи…машина,  автобус ...и т.д. »/ «Что это…?».

4. Развивать имитацию игровых действий «Грузовик» (грузим кубики).

3

Водный транспорт

1.Формировать умение узнавать знакомых людей по фотографии «Покажи на …» (маму, папу…и т.д.)

2.Развивать умение назвать части тела «Скажи  .…» /Что это?

3. Развивать умение получать желаемый предмет при выборе из двух карточек.

4. Развивать активную речь «Скажи…лодка, корабль ...и т.д. »/ «Что это…?».

4

Воздушный транспорт

1. Формировать умение правильно подходит к члену семьи «Подойди к …маме, папе….

2. Формировать умение реагировать на обращение по имени.

3. Развивать активную речь «Скажи…самолет, вертолет ...и т.д. »/ «Что это…?».

4. Развивать умение получать желаемый предмет при выборе из нескольких карточек.

5. Развивать имитацию игровых действий «Летит самолет»

Март

1

Мамин праздник

1. Формировать умение соотносить свои вещи и мамины

2.Развивать умение правильно подходит к члену семьи «Подойди к …маме, папе….

3. Развивать умение реагировать на обращение по имени.

4. Развивать умение получать желаемый предмет при выборе из нескольких карточек.

5. Развивать активную речь «Скажи…мама, папа ...и т.д. »/ «Кто это…?».

2

Весна

1. Развивать умение соотносить свои вещи и вещи других детей.

2. Развивать умение реагировать на обращение по имени.

3. Развивать умение получать желаемый предмет при выборе из нескольких карточек.

4. Развивать активную речь «Скажи…цветы, дерево, лужа ...и т.д. »/ «Что это…?».

5. Развивать имитацию игровых действий «Плывет кораблик»

3

Посуда

1.Формировать умение правильно показывает действия «Покажи, как…стоять, сидеть, хлопать».

2. Формировать умение соотносить себя со своим именем.

3.Развивать умение получать желаемый предмет при выборе из нескольких карточек.

4. Развивать активную речь «Скажи…кружка, тарелка, ложка ...и т.д. »/ «Что это…?».

4

Семья, наш дом

1.Формировать умение правильно показывает действия «Покажи, как…есть, пить, рисовать».

2. Развивать умение называть членов семьи

3. Развивать умение соотносить свои вещи и вещи членов семьи.

4. Развивать активную речь, ориентируясь на размещение частей домашнего помещения «Что это…ванная, кухня, прихожая?».

5. Развивать имитацию игровых действий «Укладываем куклу спать»

Апрель

1

Части тела

1. Формировать умение правильно показывает действия

на картинках

2. Закреплять умение назвать и показывать части тела «Скажи  .…» /Что это?

3. Развивать имитацию игровых действий «Одеваем куклу»

4.  Развивать умение узнавать и называть свои вещи и соотносить со своим именем.

 

2

Весна, птицы

1. Формировать умение просить о помощи «Помоги»

2. Развивать умение правильно показывает действия

на картинках

3. Развивать активную речь «Что это?…птица, лужа и т.д. дерево».

4. Развитие действий на сопоставление предметов «Подбери пару» (найти одинаковые предметы)

Май

2

Мебель

1.Формировать умение применять карточки с изображением действий.

2. Развивать умение просить о помощи «Помоги»

3. Формировать умение передвижения в названую комнату «Иди в спальню, группу…..и т.д.»

4. Развитие действий на сопоставление предметов «Подбери пару» (найти одинаковые картинки)

5. Развивать активную речь «Что это?…стол, стул и т.д. шкаф».

3

Дома. Улица. Город

1.Развивать умение применять карточки с изображением действий.

2. Формировать умение определять местоположение по карточкам (на улице, дома, в детском саду)

3. Развивать действия на сопоставление предметов «Подбери пару» (сопоставление картинки с предметами)

4. Развивать активную речь «Что это?…дом, лестница, подъезд, дорога и т.д.».

 

4

Цветы

1. Формировать  умение применять взаимосвязь карточек с изображением объектов  и  действий.

2. Развивать умение определять местоположение по карточкам (на улице, дома, в детском саду)

3. Развивать действия на сопоставление предметов «Подбери пару» (сопоставление предметов с картинками)

4. Развивать активную речь «Что это?…ромашка, одуванчик и т.д.».

 

5

Насекомые

1. Развивать умение применять взаимосвязь карточек с изображением объектов  и  действий.

2. Развивать активную речь «Что это?…жук, бабочка, гусеница и т.д.».

3.Закреплять  умения выполнять имитационные действий

4. Закреплять выполнение инструкций «Дай, покажи, подойди  к…»

 

 

 

 

 

 

 



Источник: http://spizyna.ucoz.net/konkurs-razdel_programmy_dlja_detej_s_ras.docx
Категория: Мои статьи | Добавил: Оксана (09.03.2016) | Автор: Оксана
Просмотров: 158 | Теги: программа. расстройства аутистическ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar