Как помочь особому ребёнку не бояться совместных игр с детьми

Особым детям часто приходится нелегко в игровых ситуациях. Из-за повышенной тревожности они пытаются занимать ведущую позицию, которая обычно не является их коньком. Они очень часто до малейших деталей придерживаются игровых правил. Им сложно быть гибкими и расслабленными. Их низкая самооценка мешает им хвалить других и легко делиться своим. Все эти качества и многие другие делают их непривлекательными партнерами для игр в глазах других детей

Вот несколько простых правил, которым вы можете научить своего ребенка, чтобы помочь ему изменить ситуацию:

1. Игра – для веселья

Помогите ребенку понять, что не стоит делать упор на том, чтобы всегда побеждать или же строго следовать определенным правилам в сказочной игре. Он должен осознать, что игра ведется для веселья. Объясните ему, что смех и слова поощрения в адрес других – это тоже весело, тогда другие дети снова захотят с ними играть.

2. Не напрягайся, расслабься

«Если ты умеешь вести себя расслабленно и гибко, то не будет проблем с тем, чтобы получать удовольствие от игр с другими».

Во время домашних занятий научите ребенка расслабляться (глубокие вдохи и мысленный образ чего-то радостного и веселого). Объясните им, что гибкость (принятие обстоятельств) и спокойная реакция на изменения в обстановке поможет сохранить хорошие отношения с другими.

«Если партнеры по играм не будут обижаться на тебя, то ты не будешь расстраиваться и грустить».

3. Говори другим приятные слова

«Когда говоришь приятные слова другим, то и им, и тебе хорошо».

Отрабатывайте эту способность на практике дома – пусть ваш ребенок говорит добрые слова другим членам семьи, домашним животным, плюшевым игрушкам и всем другим людям и предметам. Будьте для него примером. Хвалите ребёнка, когда видите, что он используют этот навык на практике, даже если вам приходится его к этому подталкивать.

4. Делай добрые дела

«Лучший способ завести друзей – самому быть хорошим другом».

Учите вашего ребенка делиться игрушкой с вами и другими членами семьи. Отрабатывайте эту способность на плюшевых игрушках. На примерах покажите ребенку, что такое не делиться, и что такое делится, чтобы он понял, что разделять свое с другими – это хорошо и важно. Когда дети собираются играть на площадке вне дома или к ним должны прийти приятели, укажите им на вещи, которыми они могут поделиться. Побуждайте их добиваться улыбок на лицах других детей.

Учите их распознавать ситуации, где они могут помочь другим. На прогулках в людных местах, когда вы читаете ребенку или вместе смотрите телевизор, если вы замечаете хороший пример помощи другим, обращайте на него внимание ребенка. Также обращайте его внимание на то, как этот поступок был воспринят другими людьми. Говорите ребенку: «Ты тоже можешь быть хорошим помощником». Спрашивайте ребенка, что, по его мнению, он может сделать, чтобы помочь другим.

5. Следуй за лидером

Объясните ребенку, что в каждой ситуации обычно есть только один лидер. В зависимости от возраста ребенка, приведите ему примеры – президента страны или мэра города. Берите примеры из книг или телепередач, которые любит ваш ребенок. Помогите ему понять, что следовать за кем-то – так же интересно, как и руководить. Показывайте это на куклах, солдатиках или плюшевых игрушках. Пусть ваш ребенок по очереди практикует поведение лидера и ведомого в домашних играх. Постарайтесь научить его не воспринимать роль лидера как особо важную, игриво задирая его, когда он руководит.

Большинство детей без особых проблем могут понять эти пять правил. Особенно помогают реальные или воображаемые ситуации, когда дети видят эти правила в действии. Всегда помните, что очень важно проводить домашние репетиции и повторять изучаемое. Готовьте детей к настоящим играм и потом обсуждайте с ними, как прошла игра, что было хорошо, а что можно было бы сделать по-другому. Помните, что спокойствие, ориентация на практику и щедрость на похвалу – три главных качества хорошего педагога.

Конец формы

Уверенный ребёнок!!!

5 способов воспитать ребёнка, который не боится ошибок, критики и не будет вам врать

 

Это называется адекватной самооценкой

Самооценка ребёнка должна быть обязательно высокой. Иначе ребёнок будет вечно неуверенным и несчастным. Так считают родители, которые даже не всегда понимают, что такое самооценка. И не делают простых, но важных вещей, чтобы у ребёнка с самооценкой не было проблем.

На каких принципах держится самооценка детей. Да и наша тоже.

Поправим немного формулировку: желательно, чтобы самооценка была адекватной, соразмерной, устойчивой и не колебалась от лёгкого ветерка. То есть неосторожного или преднамеренно критического слова других людей.

Самооценка — это способность человека оценивать себя, свои качества, и, опираясь на эту оценку, развиваться и жить. Правильная самооценка позволяет ошибаться и не страдать от бессмысленного чувства вины. Вместо этого — получать опыт. Ведь без ошибок живут только боги. Выходит, ещё одна особенность адекватной самооценки — её реалистичность. Хорошо бы, чтобы мы не заигрывались в богов, которые не ошибаются и ничего не боятся. И чтобы детям эту игру не подсовывали.

Но не все семьи понимают самооценку. И начинают усердно хвалить ребёнка, говорить, что всё у него получается лучше всех, куда остальным! Человек, который растёт с уверенностью, что он — самый-самый, неизбежно столкнётся с разочарованием. И ничего похожего на адекватную самооценку у него точно не будет.

Родители, которые решили (или так само пошло) всячески превозносить способности ребёнка во всём, за что бы он ни взялся, не видят за всем этим самого ребёнка. Проблемы, тревоги, чувства, переживания просто игнорируются. Вот откуда берутся тридцатилетние мальчики и девочки, обиженные на судьбу за то, что она не пришла и не дала им всё, что должно принадлежать им по праву своего таланта или превосходства. И похвала не помогла им выработать адекватную самооценку.

А что же помогает и что нужно действительно делать?

1. Взять ответственность за своих детей. Да, решение принимаете вы, а не они

Пока мы родители, как ни крути, как не советуйся с детьми, мы и только мы делаем решающий выбор. Идти в эту школу или в ту? Разбираться с учителем или спустить на тормозах? Решение принимаем мы. Нет ничего хуже, когда родители пытаются в этих решениях опираться на ребёнка:

  • «Мы не смогли с ним справиться, поэтому он не ходит в садик».
  • «Мы развелись, потому что так было лучше детям».
  • «Мы не развелись, потому что дочка мужа очень любит».
  • «Я не могу его уложить спать, он не даётся».
  • «Мы не можем отнять у неё планшет, это кончается слезами».

Вот как звучит нежелание родителей признать свою ответственность и нести её. Нет, дорогие мои:

  • Ваш ребёнок не ходит в садик, потому что вы так решили.
  • Вы разводитесь, потому что вы так решаете поступить.
  • Вы не разводитесь потому, что вы, а не дети принимают такое решение.
  • Вы не можете уложить ребёнка спать, потому что чего-то не видите, не понимаете, не можете найти подход, а не потому, что ребёнок не даётся.
  • Вы не отбираете у дочки планшет, потому что не знаете, как утешить её и не хотите выглядеть в её глазах плохими.

И главное, чему приходится учиться родителям, которые заботятся о самооценке ребёнка, — принимать ответственность за свои решения, даже если они «непопулярные», даже если через несколько лет дети вам их припомнят, даже если вы понимаете, что ошиблись.

Вот она — база для детской самооценки. Мир надёжен. Потому что родители знают, что делать.

2. Учиться интересоваться своими детьми, а не только их успехами

Детям, чтобы расти уверенными в себе, нужно чувствовать, что ими интересуются

Не просто переживают за них («Что у тебя болит? Ты здоров? У тебя какие оценки сегодня? Кто эта Маша из первого подъезда?»). А интересовались ими («Что ты читаешь? Что думаешь про новую серию такого-то сериала? Когда тебе грустно?»).

Нашим детям для хорошей самооценки нужно то же, что и нам самим. Если те, с кем мы живём рядом, с кем работаем, не интересуются нами, нашими мыслями, просто не болтают с нами о всяком, пусть и понемногу, мы чахнем и наша самооценка падает.

3. Перестать делать замечания. Как бы ни было сложно

Про вред критики для самооценки любого человека, а ребёнка особенно, скажу вскользь — про это уже даже старушки у подъезда в курсе и дети в средней группе детского сада. Все об этом знают, но удержаться очень трудно: «Горбишься, улыбаешься, почему без сменной обуви, ничего сами не можете, плохо работаешь, плохо отдыхаешь, плохо ешь, совсем не ешь, слишком толстый…». Только успевай уворачиваться.

Нашим детям достаётся из-за простого правила: получил сам — передай другому. Мы, взрослые, и сами живём под этим градом критики со всех сторон. А если мы уже родители — град усиливается. Постоянная критика и замечания в адрес ребёнка быстро убивают в нём всякий интерес и вселяют страх ошибки.

4. Дать возможность ребёнку ошибаться и ценить ошибки (а не ругать за них)

Ребёнок всё делает впервые, у него нет опыта. Он получает его, постоянно ошибаясь. Если мы хотим, чтобы он был уверен в себе и не трясся от страха перед ошибками, нужно поддерживать его тогда, когда у него не получается. Говорить: «Ты молодец, что пробуешь. Ты смелый и сильный! Давай ещё раз попробуем». Вы встаёте с ним рядом, и в разном возрасте это значит разное: для двухлетнего ребёнка — иногда достаточно просто взять его руки в свои. Для пятилетнего: спросить, хочет ли он, чтобы вы помогли. Для семилетнего — помочь понять, что именно не получается. Для 12-летнего — быть рядом, чтобы чуть что поддержать, когда позовёт.

5. Хвалить за то, что ребёнок сделал, а не за то, что он «самый лучший» или «лучше кого-то»

Когда ошибки не ободряются или отрицаются («Ты не можешь этого не понять, ты просто не хочешь понимать»), а достижения превозносятся как самые-самые из самых-самых, есть риск вырастить короля без королевства. То есть человека, который будет бессознательно пытаться изо всех сил удерживать чувство своего превосходства над другими. Это как раз те странные истории, когда человек хочет большего и вроде всё у него есть для того, чтобы этого большего достичь. Но он топчется на месте, ничего не делает и лишь критикует успехи далеко не таких умных и талантливых, но активных и смелых людей.

 





 

Информация о медицинских  и реабилитационных центрах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

«Федеральный центр нейрохирургии» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Тюмень)

625032, г. Тюмень, ул.4км. Червишевского тракта, д. 5

e-mail: info@fcn-tmn.ru

8-800-2000-693 (круглосуточно)

 - Гидроцефалии

- Опухоли сосудистого сплетения (эндоскопический и микрохирургический методы лечения)

- Пороки развития ЦНС (мальформация Дэнди- Уокера)

- Краниостенозы

- врожденные пороки развития позвоночника и спинного мозга (диастематомиелия)

Москва

Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова (ЦИТО им. Приорова)
Москва, ул. Приорова, 10.

Детская поликлиника ФГУ ЦИТО
тел. 8(499)153-51-71

ЦИТО - это крупнейшее учреждение науки и методический центр России в области травматологии и ортопедии. В институте 11 клинических отделений, 8 лабораторий, детская и взрослая ортопедо-травматологические поликлиники, клиника на 500 коек с 11 операционными. Для восстановительного лечения институт направляет своих пациентов в загородные детские реабилитационные центры "Турист", "Полушкино" и "Кирицы".
www.cito-priorov.ru

 

Санкт-Петербург

Консультативно - диагностическое отделение ("поликлиника"):

+7(812)3185454; +7(812)4654995

Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера (НИДОИ им. Турнера)
Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Парковая, 64-68
Единственное в России специализированное лечебно-научное учреждение по оказанию помощи детям и подросткам с врожденной и приобретенной патологией опорно-двигательного аппарата. В нескольких клиниках института проводятся сложные операции по всему спектру ортопедических заболеваний, в том числе и по поводу врожденного и идиопатического сколиоза. При институте действует

общеобразовательная школа для находящихся на лечении детей.
www.turner.ru
www.rosturner.ru

Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии "Огонек"
Санкт-Петербург, пос. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 101

Телефоны для справок:

Справочная  (812) 421-42-36

Главный врач (812) 421-11-45

Дудин Михаил Георгиевич

На лечение принимаются дети в возрасте 4 - 15 лет с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в т.ч. со сколиозом. Центр функционирует круглый год, работают общеобразовательная школа, закрытый бассейн, сауна, спортивный зал, спортивные площадки, тренажерный зал, детская игровая комната, библиотека. Проводится лечение: полный спектр физиотерапии, бальнеотерапии, грязелечение,психотерапия, рефлексотерапия, массаж, ЛФК, фитотерапия, медикаментозная терапия.

Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии (ННИИТО)
Новосибирск, ул. Фрунзе, 17

тел.:

(+7 383) 363 - 31 - 31

 

(+7 383) 363 - 32 - 46

ННИИТО - один из ведущих отраслевых научных центров страны, оказывающих высокоспециализированную помощь пациентам с патологией опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы. В клиниках ННИИТО проводится хирургическое лечение врожденных и приобретенных деформаций позвоночника различной этиологии и локализации (разумеется, включая сколиоз) с использованием спинального инструмента ведущих западных фирм и собственных разработок.
Филиалы: Ленинск-Кузнецкий (Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров), Барнаул (Городская больница №1) и Чита (Городская клиническая больница №1).
www.niito.ru