Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности организации предметно-развивающей среды для детей с детским церебральным параличом, расстройствами аутистического спектра

Особенности организации предметно-развивающей среды для детей с детским церебральным параличом, расстройствами аутистического спектра

 

1. Организации пространства:

  • Групповое помещение для игровой деятельности, развития культурно-гигиенических навыков, освоения режимных представлений, продуктивной деятельности.
  • Кабинеты специалистов для коррекционно-развивающей работы.
  • Комната релаксации.
  • Спортивный зал.
  • Музыкальный зал

2. Организация места для непосредственно-образовательной деятельности. Рабочее/учебное место ребёнка с расстройствами аутистического спектра создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (интеллекта, опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы).

При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и подгрупповой форм обучения. С этой целью в помещении кабинета создана специальная зона. Кроме учебной зоны, предусмотрены места для отдыха и свободной самостоятельной деятельности детей. Особенности восприятия детей с РАС диктуют необходимость использования большого объема разнообразного наглядного (графического) материала.

Содержание образования детей с РАС включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях.

Организация пространства при непосредственно образовательной деятельности для детей с вторичными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с нарушениями в развитии высших психических функций, предполагает наличие места для выполнения заданий и упражнений с дидактическим материалом. Игровая зона, а также модули комнаты релаксации предусмотрены для снижения психоэмоционального напряжения, развития сенсорики, коммуникативных навыков.

3. Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей. Особые образовательные потребности детей с РАС вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу.

Освоение практики общения с окружающими людьми предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Средствами невербальной (неречевой) и вербальной (речевой) коммуникации могут являться:

  • Специально подобранные предметы.
  • Графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
  • Электронные средства (компьютер, серия обучающего видео материала по Глену Доману).
  • Традиционные дидактические средства.

В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт детей с РАС. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность.

Для развития имитационных игровых действий подобраны предметные игрушки.

Для детей с вторичными нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены следующие средства развития:

  • Визуальные (демонстрационный материал, специальные рабочие тетради по развитию высших психических функций, модельные эквиваленты оригиналов, схемы).
  • Аудиовизуальные.

Наиболее эффективным является применение не только серии развивающих видео презентация, но и видеобиоуправление "Тимоко". Программное обеспечение комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого. С очень высокой точностью, с помощью веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплекса предоставляет широчайшие возможности для проведения коррекционно- развивающей деятельности.

  1. Материалы для коррекции моторных функций, развития сенсорики:
  • Наборы круп (горох, фасоль, манка, гречневая крупа, рис)
  • Мячи (разного диаметра и фактуры, разной упругости)
  • Кубики (разные по величине, цвету)
  • Тесьма, нитки, ленты, веревки (небольшими отрезками и в катушках)
  • Счетные палочки
  • Пуговки, крючки, замки, прищепки,
  • Игры – вкладыши
  • Кубы – сортёры
  • Геометрические фигуры
  • Пособие «Лабиринт»
  • Наборы предметов и игрушек
  • Разрезные картинки,
  • Трафареты, рамки,
  • Объемные игрушки
  • Игрушки для шнурования
  • Мозаика (раздаточный материал)


Источник: http://spizyna.ucoz.net/osobennosti_organizacii_predmetno-razvivajushhej_s.docx
Категория: Мои статьи | Добавил: Оксана (18.07.2017)
Просмотров: 442 | Теги: РАС, предметно-развивающая среда, ДЦП | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar