Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация «Особенности нейропсихологического подхода в работе с детьми со сложной структурой дефекта».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ОРЛЁНОК»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

 

 

 

Педагог-психолог: Спицына Оксана Викторовна

Дата: 20.02.2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

Абакан, 2018

 

Выделяют два аспекта нейропсихологического подхода к обеспечению психического здоровья детей и подростков:

I. Нейропсихологическая помощь при негрубой психоневрологической (нервно - психической) патологии, пограничных состояниях, отклоняющемся развитии детям из «группы риска»: нейропсихологическая диагностика и коррекция, вторичная профилактика.

II. Нейропсихологическая помощь детям с тяжелыми формами патологических состояний, со сложной структурой дефекта: нейропсихологическая коррекция, нейропсихологическое сопровождение онтогенеза, вторичная и третичная профилактика.

Здесь имеются в виду заболевания, приводящие к грубым отклонениям в психическом развитии, серьезным дисфункциям в работе ЦНС; зачастую наблюдается наличие у ребенка нескольких различных нарушений (сложная структура дефекта). В нашей практике наиболее часто встречаются сочетания: атипичный аутизм (как правило, с кататоническим возбуждением), умственная отсталость; нарушение работы опорно- двигательного аппарата (ДЦП и др.), эпилепсия, умственная отсталость; аутизм, эпилепсия, умственная отсталость; нарушение работы опорно-двигательного аппарата, микроцефалия, умственная отсталость; сенсорная недостаточность (снижение зрения, слуха), аутистические черты, ЗПР или умственная отсталость.

Главные задачи нейропсихологической работы с ребенком, имеющим тяжелые формы дефекта, — улучшение функционального состояния нервной системы в целом, стимуляция развития когнитивных, речевых и моторных функций, создание предпосылок и возможностей («почвы») для развития и социальной адаптации. В качестве основы для работы в данном случае оптимальны сенсомоторные методы коррекции, причем часто базисная составляющая — именно сенсорная активация (моторная в ряде случаев, вследствие нарушения работы опорно-двигательного аппарата, невозможна или возможна только в пассивном варианте). При наличии эпилептических проявлений в качестве цели нейропсихологической помощи выступает не только оптимизация психического онтогенеза, но и ускорение наступления клинико-электроэнцефалографической ремиссии. В ходе сенсомоторной коррекции происходит повышение зрелости, уровня функционирования ЦНС, дифференциация работы головного мозга, улучшение межнейрональных связей, оптимизация баланса между процессами возбуждения и торможения.

Таким образом, нейропсихологическая помощь детям с негрубыми нервно- психическими расстройствами направлена на преодоление имеющихся нарушений, достижение психического и психологического благополучия, нормализацию онтогенеза, на предотвращение формирования более серьезных отклонений в развитии и поведении, снижение риска социальной дезадаптации. Нейропсихологическая коррекция детей со сложной структурой дефекта, с наличием тяжелых нарушений онтогенеза помогает улучшить развитие ребенка, улучшить его развитие, предотвратить возникновение ряда вторичных патологических состояний, поднять уровень социальной адаптации, улучшить качество жизни ребенка и семьи в целом.

Коррекционно-развивающие программы Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой

Первое направление коррекционно-развивающего обучения (Ахути­на Т. В., Пылаева Н. М., 2003; Пылаева Н. М., Ахутина Т. В., 1997, 1999; Цветкова Л. С, 1985, 2001 и др.) направлено на развитие и кор­рекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. Оно реализует идеи Л. С. Выготского о процессе интериоризации. В этом направлении акцент ставится на развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого, где взрослый сначала берет на себя функции сла­бого звена ребенка, а затем постепенно передает их ребенку, выстраи­вая задания от простых к сложным.

Коррекционно-развивающая программа В. Семенович

Второе направление коррекционно-развивающей работы связано с идеей «замещающего онтогенеза» (Семенович А. В., 2003) и нацеле­но на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербаль­ных компонентов общения. Также в нем применяются и собственно ког­нитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения материала и формирование ВПФ. Обе группы методов приме­няются в едином комплексе, с их последующей интеграцией и с уче­том взаимодополняющего влияния.

Автор предполагает, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как сенсомотор­ный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют мозговой метаболизм и являются триггерным механизмом восстановления взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельнос­ти. Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а так­же процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для пол­ноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими представлениями и волевой регуляции психической дея­тельности.

В методике «замещающего онтогенеза» используются адаптирован­ные к детскому возрасту приемы основных телесно-ориентированных техник. Методика представляет собой трехуровневую систему:

  • первый уровень: «Уровень активации, энергосбережения и стато-кинестетического баланса психических процессов»;
  • второй уровень: «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»;
  • третий уровень: «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».

Данные уровни выделяются на основании представления об опре­деленных этапах в развитии психической деятельности человека, в том числе его телесности. Методы, разработанные для первого уровня, на­правлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; для второго уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и улучшения их взаимодействия; для тре­тьего уровня - на формирование функций передних (префронтальных) отделов мозга. В коррекционной работе должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни.

Несмотря на ряд различий, оба подхода коррекционно-развиваю­щего развития комплементарны.

Демонстрируемые материалы, игры и упражнения из литературы:

  1. В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. Нейропсихологические занятия с детьми
  2. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. Методика развития зрительно-вербальных функций.
  3. А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова. Изучаем пространство с нейропсихологом
  4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста.

 

 

 



Источник: http://spizyna.ucoz.net/konsultacija-osobennosti_nejropsikhologicheskogo_p.docx
Категория: Мои статьи | Добавил: Оксана (17.05.2018) | Автор: Оксана E
Просмотров: 233 | Теги: нейропсихологический подход, методика «замещающего онтогенеза» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar