Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи и так далее.
Кроме того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с братом (сестрой), он не ходит гулять, так как на него не обращают внимания.
Для того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. Одной из них являются неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
Второй причиной могут стать психофизические нарушения, соматические и наследственные заболевания.
Клинические формы нарушения общения у детей:
1. Эхолалия: психопатологическое расстройство, проявляющееся в том, что одно лицо повторяет слова или фразы, сказанные другим лицом.
2. Эхопраксия: психопатологическое расстройство, проявляющееся в повторении движения другого лица.
3. Вербигерация: бессмысленное повторение одних и тех же фраз.
4. Кататония: нарушения двигательной активности неорганического характера.
5. Катаплексия: временная утрата мышечного тонуса и слабость, возникающие обычно при сильных эмоциях.
6. Стереотипия: повторение одних и тех же движений или двигательных паттернов речи.
7. Манерность: стереотипные непроизвольные движения.
8. Автоматизм: самопроизвольное выполнение действий, представляющих собой бессознательную, символическую активность.
9. Императивный автоматизм: автоматическое следование внушению (называется также автоматическая подчиняемость).
10. Мутизм: отсутствие речевого общения без структурных нарушений речевого аппарата.
11. Гиперреактивность.
|